Как открыть ООО

На старте предпринимательской деятельности многие оформляют для бизнеса общество с ограниченной ответственностью. Открыть ООО не так сложно, как может показаться поначалу. Главное, знать, как правильно составить заявление, оформить учредительные документы, определиться с типом налогообложения организации и пр. Мы подготовили пошаговую инструкцию регистрации ООО.
Особенности регистрации
Чтобы открыть ООО, нужно пройти процедуру госрегистрации в Федеральной Налоговой службе (ФНС). Бумаги, необходимые для открытия предприятия, можно собрать удаленно. А если имеется электронная цифровая подпись (ЭЦП), то подать их можно самостоятельно прямо из дома.
ООО – это ограниченно ответственная организация, уставной капитал которой составляет минимум 10 000 руб. и поделен на части по числу учредителей. У компании может быть один или несколько учредителей, не ответственных за обязательства ООО, но рискующих понести убытки соразмерно своей доле в фирме.
Но даже при отсутствии ответственности кредиторы вправе инициировать банкротство юридического лица, в ходе которого к ответственности могут привлечь директора и учредителей. Это возможно при доказанной в суде вине этих лиц в наступлении неплатежеспособности компании.
Как зарегистрировать?
- Подготовить документацию на оформление самостоятельно. Если предполагается открытие первой фирмы, то лучше пройти все шаги от подготовки до оформления самому. Это даст нужный опыт и знания.
- Подготовить документацию через регистратора. Зарегистрировать компанию с помощью регистратора выгоднее по времени и проще, поскольку риск отказа минимален. Более того, регистратор поможет получить юридический адрес.
Название компании
Как назовете компанию, так она и станет развиваться. ООО регистрируется с русскоязычным названием. Причем оно включает полное наименование фирмы и организационно-правовую форму.
В соответствии со ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. Оно определяется в учредительных документах и включается при госрегистрации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Дополнительно компания вправе зарегистрировать:
- сокращенное наименование на русском, обязательно включающее аббревиатуру ООО, либо ее расшифровку;
- полное/сокращенное наименование на любом языке народов РФ;
- полное/сокращенное иностранное наименование.
Кроме того, допускается включить в фирменное название иностранные заимствования на русском.
Юридический адрес
Важное требование для открытия ООО – наличие юридического адреса. Важно помнить о том, чтобы по этому адресу можно было связаться с компанией. Юридический адрес указывают в ЕГРЮЛ, и на него приходят письма, документы.
Как его получить:
- по адресу прописки руководителя или какого-либо учредителя фирмы. В таком случае нужно иметь письменное согласие от каждого собственника квартиры, а также свидетельство/выписку из ЕГРН;
- арендовав для бизнес деятельности помещение;
- воспользовавшись услугами компании, специализирующейся на предоставлении юр адресов для организаций.
Важно учесть негласное условие: предоставить подтверждение адреса. Законодательство не требует, но в регистрационных органах таков порядок. Кроме того, нужно перепроверить адрес в ФНС на массовую регистрацию юрлиц.
Коды деятельности
Решившись открыть ООО, бизнесмен уже имеет представление о будущей деятельности компании. Согласно планируемой деятельности, нужно подобрать коды ОКВЭД. Это перечень видов деятельности, сгруппированных в соответствии с направлениями.
- Указывать в заявлении допустимо только коды, содержащие от 4 цифр.
- Нужно выбрать один основной код деятельности, по которой предполагается основная прибыль. Все оставшиеся будут иметь второстепенное значение.
- Выбирать коды следует внимательней, поскольку многие обозначают деятельность, требующую отдельного лицензирования или недопустимую для упрощенного налогообложения.
Уставной капитал
Для ограниченно ответственных организаций допустимый минимум по уставному капиталу – 10 000 рублей. Законодательство ограничивает сроки взноса капитала 4 месяцами с даты регистрации компании. Причем минимальные 10 тысяч должны вноситься именно в денежном эквиваленте. Все остальное может иметь как денежный, так и имущественный характер. Хотя юридическое лицо вправе ограничиться только законодательно допустимым минимумом.
Важно учесть нюанс: уставной капитал при наличии нескольких учредителей не должен дробиться на неполноценные доли с остатком. К примеру, при трех соучредителях недопустим капитал в 10 000 руб., поскольку не делится на троих без остатка. В подобной ситуации капитал компании должен составлять минимум 12 тысяч.
Учредительный договор
Перед составлением договора нужно составить протокол собрания, либо учредительное решение, если основатель один. Этими документами утверждается название ООО, юр. адрес, размер капитала и устав, назначается директор.
При нескольких соучредителях в протоколе обязательно прописывается размер долей каждого. Более того, составляется дополнительный документ – учредительный договор. Этот документ регулирует договоренности между всеми основателями компании.
Устав организации
Учредительная документация ООО состоит из одного документа – устава, определяющего обязательства, права и основы взаимодействия компании, соучредителей и руководства. Согласно статье 12 Федерального закона №14-ФЗ от 08.02.1998 г., в устав обязательно включают определенные разделы.
- Полное и сокращенное фирменное наименование ООО.
- Сведения о месте нахождения.
- Сведения о составе и компетенции органа общества.
- Сведения о размере уставного капитала.
- Права и обязанности участников.
- Сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества.
- Сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу.
- Сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.
- Иные пункты, которые не противоречат законодательству РФ, например:
- использование печати или работа без нее,
- проведение годовых собраний,
- открытие филиалов,
- реорганизация и ликвидация общества и т.д.
Можно максимально упростить алгоритм оформления ООО и выбрать типовой устав. В заявлении в ФНС просто указывается номер выбранного устава без составления отдельного документа.
Заявление в налоговую
Самая важная бумага при оформлении ООО – заявление регистрации (Ф-Р11001), поскольку именно из-за его неправильного составления чаще всего отказывают в регистрации общества. Заявление должно быть полностью написано от руки, либо сформировано на компьютере. Комбинировать нельзя.
Лучше составить заявление на компьютере. Это поможет избежать множества ошибок. Если же заявление решено заполнять вручную, стоит заранее изучить образец заполнения и особенности его оформления. Все учредители должны подписать заявление при нотариальном присутствии или в регистрационном органе.
Регистрационная госпошлина
Если документация направлена через Госуслуги, официальный сайт ФНС или нотариуса, то заявитель госпошлину не оплачивает. Но электронная отправка доступна лишь обладателям усиленной ЭЦП, либо при нотариальном содействии.
Квитанцию на оплату заполняют вручную, либо формируют на официальном сайте налоговой. Нужно учесть и другие немаловажные моменты.
- Оплата по квитанции должна быть произведена после подписания протокола об открытии ООО, никак не раньше.
- На практике, при нескольких соучредителях, оплату по квитанции производит кто-то один, кого уполномочили на регистрацию. По закону, если по регистрации обратились несколько человек, стоимость госпошлины делится между ними в равных частях.
Если заявителю отказали в регистрации, то подать заявление можно повторно, но уже без уплаты госпошлины. На это дается трехмесячный срок. Подать документацию на повторную регистрацию можно только единожды.
Налоговый режим
Важный этап в регистрации ООО – выбор налогового режима. Относиться к этому этапу нужно максимально ответственно, поскольку неправильно подобранная система налогообложения может развалить даже самое перспективное дело на самом старте.
Чаще всего начинающие бизнесмены выбирают для работы упрощенную систему или УСН. На упрощенке могут работать ООО, если:
- число сотрудников не более 130;
- доходы с начала года не превысят лимит 188,55 млн рублей в год для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы»);
- доходы с начала года не превысят лимит в 251,4 млн руб. для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы»);
- остаточная стоимость основных средств не больше 150 млн руб.;
- отсутствуют филиалы.
Работая на УСН, ООО не платит налоги на прибыль, на имущество и НДС, но с некоторыми исключениями. УСН не освобождает ООО от НДФЛ, отчисляемого с зарплаты.
Уведомление о переходе на «упрощенку» лучше подготовить заранее и подать в налоговую сразу со всеми документами. Если к этому времени вы еще не решили, какая система налогообложения оптимальна для ООО (или сомневаетесь, можно ли ее применять), у вас есть 30 дней с даты, указанной в свидетельстве о регистрации, на то, чтобы подать заявление о переходе на спецрежим.
Сдача документации на регистрацию
Подготовленные документы подписывают и прошивают по установленным правилам. По итогам регистрации документы отдельно придут на e-mail каждого учредителя.
Можно подать документы лично в налоговый орган. В этом случае необходимо присутствие всех учредителей. Если они по каким-то причинам не могут посетить ФНС, то можно обратиться к нотариусу. Он заверит всю документацию и самостоятельно направит ее в налоговую.
Получение документов
Регистрация после подачи документов занимает порядка 3 дней. ФНС по результатам процедуры направляет уведомление на электронную почту. В уведомлении содержатся документы:
- устав с отметкой ФНС;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- лист записи в ЕГРЮЛ формы №Р50007.
Рекомендуем еще раз перепроверить полученные документы. Если обнаружатся ошибки, следует обратиться к сотруднику ФНС. Важно сделать это сразу, чтобы быстро и бесплатно исправить документацию. При более позднем выявлении исправление ошибок может потребовать дополнительной платы.
А что дальше
На завершающем этапе открытия ООО нужно сделать еще некоторые шаги.
- Открыть для ООО расчетный счет.
- Составить перечень учредителей.
- Запустить процесс ведения бухучета самостоятельно, наняв в штат бухгалтера или через аутсорсинговые компании.
- Составить и подписать приказ о назначении руководителя, заключить с ним трудовой договор.
- Оформить сотрудников (при необходимости).
- Оформить лицензию (если того требует сфера деятельности).
- Зарегистрировать кассовое оборудование (если необходимо).
Не забудьте направить уведомление о старте деятельности (если работаете в торговле, общепите, грузоперевозках и пр.).
Возникли сложности с регистрацией ООО или бухучетом? Специалисты компании koodk.ru, обладающие многолетним практическим опытом, проконсультируют по всем вопросам и окажут полный комплекс услуг по бухгалтерскому сопровождению компании.

вам понадобится:
Нужна помощь бухгалтера?
Чаще всего заказывают аудит и систематизацию документов. В услуги бухгалтера также входит разработка и вся финансовая стратегия для оптимизации операционных и материально-хозяйственных процессов.