Как открыть ООО – пошаговая инструкция
Вы почитали о разных видах налогообложения и посчитали примерно в цифрах, что выгоднее вам открыть ООО. Если еще не выбрали между ИП и ООО, читайте наши подсказки об этом, а если сложно, звоните, мы всегда рады помочь любой консультацией.
Если выбор пал на ООО, сама регистрация компании не так сложна, как может показаться поначалу. Главное – собрать необходимые документы для регистрации ООО в налоговую службу. Мы собрали для вас подробную пошаговую инструкцию.
Создание юридического лица
Чтобы открыть ООО, нужно пройти процедуру госрегистрации в Федеральной Налоговой службе. Бумаги, необходимые для открытия предприятия, можно собрать удаленно. А если имеется электронная цифровая подпись (ЭЦП), то подать их можно самостоятельно прямо из дома.
Запомните правило: начинайте дружить с налоговой службой. Звоните сразу в колл-центр и уточняйте, открывают ли вообще сейчас ООО в вашем регионе. Деятельность вполне может быть именно сейчас приостановлена.
ООО – это ограниченно ответственная организация, уставной капитал которой составляет минимум 10 000 руб. и поделен на части по числу учредителей. Учредитель может быть как один, так и несколько. Пропорциональность ответственности и прибыли, которую делят участники, как правило, соразмерна с внесенной ими части в уставный капитал. В то же время в Уставе можно прописать любую согласованную пропорциональность ответственности и норму деления прибыли между участниками.
Главное отличие ООО от ИП – ответственность. Предприниматель отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Так, если он задолжал партнерам на сумму, равную квартире, в которой прописан, и партнерам не удалось договориться, судебный пристав может квартиру описать.
У ООО в подобных ситуациях вариантов больше. Чаще всего компания прибегает к процедуре ликвидации или банкротства. А с банкрота кредиторы уже истребовать ничего не имеют права.
Также если учредители ООО опасаются подобного исхода, бывают случаи, когда они нанимают директора со стороны, в уставных документах себе прописывают минимум ответственности, а новому директору – максимум. Тогда всем своим имуществом отвечает перед кредиторами нанятый директор.
Порядок создания юридического лица
Есть 2 способа регистрации фирмы:
- бесплатно самому пройти всю процедуру;
- за 5 – 35 тысяч руб. делегировать сбор и подачу документов регистратору.
Сэкономить на услуге платной регистрации стоит только в случае, если открываете первое ООО и хотите вникнуть во все детали.
Но помните, что
- если вы не хотите регистрировать в качестве юр.адреса свою квартиру,
- и вы не единственный учредитель,
Название компании
В России нет закона, обязующего ООО регистрировать уникальное название. Однако в то же время Гражданский кодекс запрещает называть компанию одинаково с уже имеющейся другой фирмой. Нельзя также выбрать название, напоминающее уже зарегистрированное чье-то.
Настоятельно рекомендуем прежде, чем открыть фирму, проверить в Роспатенте выбранное название на уникальность, поскольку это поможет предупредить в будущем судебные тяжбы и значительный финансовый ущерб.
При регистрации фиксируется полное русскоязычное название компании, обязательно включающее аббревиатуру ООО. Далее в ходе деятельности компании рекомендуется во всех документах использовать именно его. Вы можете также дополнительно зарегистрировать сокращенное наименование. Названия на латинице в Российской Федерации не разрешены. Документы, подписанные названием, не зарегистрированным в государственном реестре, могут быть оспорены и признаны недействительными.
Коды деятельности
Код деятельности по классификатору ОКВЭД – то, о чем налоговая проконсультировать забывает, а учредитель ООО из-за этого может вырыть себе долговую яму. И вот тут лучше самому достать с сайта налоговой актуальный классификатор видов деятельности ОКВЭД и посидеть с ним:
- сэкономите деньги на этой услуге регистратора;
- если когда-нибудь в налоговой возникнет вопрос, вы будете четко знать, что ответить и как себя защитить, поскольку курировали вопрос лично.
У любой компании основной код деятельности только один. Удобно сразу зарегистрировать на будущее несколько кодов (допускается до 69 кодов): тогда вы c первого дня жизни компании можете подписывать договора с партнерами не на 1, а на разные зарегистрированные виды деятельности.
Но с этим надо крайне осторожно по 2 причинам:
- если хотя бы 1 из зарегистрированных кодов подпадает под НДС, а вы планировали открыть бизнес, например, на УСН, вы автоматически становитесь плательщиком НДС по всем сделкам, включая те, которые с НДС связаны не были;
- у каждого кода – свои расходы. Какие-то из них могут подвести вас под повышенные взносы по травматизму и проч. дополнительные издержки.
Лучше все эти подводные камни выяснить в бесплатной налоговой консультации.
Также помните: пока в уставных документах только 1 код деятельности, по всем бумагам и сделкам должен проходить только он.
Необходимые документы для регистрации ООО
Уставный капитал
Для ограниченно ответственных организаций допустимый минимум по уставному капиталу – 10 000 рублей. Законодательство ограничивает сроки взноса капитала 4 месяцами с даты регистрации новой ООО. Причем минимальные 10 тысяч должны вноситься именно в денежном эквиваленте. Все остальное может иметь как денежный, так и имущественный характер. Хотя юридическое лицо вправе ограничиться только законодательно допустимым минимумом.
Важно учесть нюанс: уставный капитал при наличии нескольких учредителей не должен дробиться на неполноценные доли с остатком. К примеру, при трех соучредителях недопустим капитал в 10 000 руб., поскольку эта сумма не делится на троих без остатка. В подобной ситуации капитал компании должен составлять минимум 12 тысяч.
Устав и учредительный договор
Главный документ любого ООО – Устав. В нем прописывается вся информация о компании от прав и обязанностей учредителей до порядка хранения документов и использования печати. Устав заполняется по предоставляемой налоговой службой форме.
Учредительный договор нужен, только если учредителей больше одного. Этот документ регулирует договоренности между основателями компании.
Независимо от количества учредителей обязателен протокол, прилагающийся к Уставу, в котором утверждается руководитель, название ООО, юр. адрес и размер капитала. В будущем многие контрагенты со штатными юристами будут просить этот протокол для проверки вашей компании на безопасность.
Заявление в налоговую и госпошлина
И финальные шаги – от руки или на компьютере заполненное заявление в налоговую плюс уплата госпошлины. Если обращались за услугой платной регистрации, этого делать не придется: большинство компаний даже госпошлину берут на себя. Если же открываете ООО самостоятельно и все делаете сами, заполнить заявление и оплатить госпошлину вам помогут в налоговой.
Налоговый режим
Чаще всего начинающие бизнесмены выбирают для работы упрощенную систему (УСН). Так могут работать ООО, если:
- число сотрудников не более 130;
- доходы с начала года не превысят лимит 188,55 млн рублей в год для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «Доходы минус расходы»);
- доходы с начала года не превысят лимит в 251,4 млн рублей для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «Доходы минус расходы»);
- остаточная стоимость основных средств не больше 150 млн рублей;
- отсутствуют филиалы.
Работая на УСН, ООО не платит налоги на прибыль, на имущество и НДС, но с некоторыми исключениями. УСН не освобождает ООО от НДФЛ, отчисляемого с зарплаты.
Уведомление о переходе на «упрощенку» лучше подготовить заранее и подать в налоговую сразу со всеми документами. Если к этому времени вы еще не решили, какая система налогообложения оптимальна для ООО (или сомневаетесь, можно ли ее применять), у вас есть 30 дней с даты, указанной в свидетельстве о регистрации, на то, чтобы подать заявление о переходе на спецрежим.
А что дальше
За регистрацией ООО следуют уже рабочие процессы. Во-первых, надо узнать условия содержания расчетного счета ООО в удобных вам банках и открыть счет в том, где все условия вам подходят. Далее согласно требованиям региона трудоустроить сотрудников, если требуется. Если предполагается работа с кассой или вид деятельности лицензируемый, зарегистрировать кассовое оборудование и оформить лицензию. Следующий шаг – оформление документов строгой отчетности по бухучету и налоговой.Возникли сложности с пошаговой регистрацией ООО или бухучетом? Специалисты компании koodk.ru, обладающие многолетним практическим опытом, проконсультируют по всем вопросам и окажут полный комплекс услуг по бухгалтерскому сопровождению компании.
вам понадобится:
Если боитесь допустить ошибку, перед открытием ООО проконсультируйтесь с бухгалтером.