Бухгалтерия для маркетплейсов

Маркетплейсы расцениваются предпринимателями, как сами собой разумеющиеся инструменты для достижения своих целей, ведь большинство бизнесменов реализуют товары через эти площадки, причем наличие собственного интернет-магазина этому не препятствует. Документооборот и отчетность по маркетплейсам ИП имеет ряд особенностей, которые важно учитывать, если вы собираетесь сотрудничать с подобными площадками.

Мы готовы помочь по любому вопросу!
Обращайтесь!

Суть маркетплейсов

Пик развития торговли на маркетплейсах пришелся на пандемию коронавируса. Хотя и сейчас они имеют внушительный годовой прирост. Каждому россиянину известны такие гиганты, как Яндекс Маркет, Wildberries, СберМегаМаркет, Ozon иAliExpress Россия.

Маркетплейсы представляют собой гигантские витрины, где покупатели могут выбрать любой товар по самой выгодной цене. Причем покупку привезут прямо домой или же доставят на ПВЗ (специализированные пункты выдачи заказов). Продавцам-партнерам маркетплейсы оказывают посреднические услуги, привлекая клиентов, рекламируя товар, обеспечивая его доставку и пр. При этом партнерам для торговли через маркетплейсы даже нет необходимости обзаводиться собственными складскими помещениями или интернет-магазином.

Маркетплейсы.jpg

Система налогообложения для ИП на маркетплейсе

Для предпринимателей доступны четыре режима налогообложения:

  • основной (ОСНО),
  • упрощенный (УСН),
  • патентный (ПСН),
  • самозанятость (НПД).

Также допускается комбинация основного режима с патентным или упрощенки с патентом. Но ИП на патенте торговля на маркетплейсе запрещена, поскольку интернет-продажи не входят в перечень доступных для ПСН (патентной системы налогообложения) видов деятельности. Какой налог выбрать для ИП маркетплейс? Чаще всего бизнесмены предпочитают сотрудничать с маркетплейсами по УСН или НПД. Что касается ОСН, то вряд ли ИП добровольно выберет для себя вариант сложного для маркетплейса налогообложения. А вот патент для ИП для маркетплейсов не применяется.

ИП обязательно нужно будет выбрать ОКВЭД для маркетплейсов, а вот самозанятым он не нужен. Маркетплейсы предполагают онлайн-торговлю, поэтому код для такого бизнеса – 47.91. Максимально подробно опишите планируемую деятельность, указав дополнительные коды. К примеру, некоторые площадки требуют, чтобы партнер указывал код, обозначающий торговлю конкретным товаром, например, для одежды – 47.71, для книг – 47.61 и пр. Поэтому важно заранее изучить правила площадок.

Если предприниматель работает не только на маркетплейсах, но и развивает свой интернет-магазин, то вам могут понадобиться следующие коды ОКВЭД: 62.09 —позволяет принимать оплату через собственный сайт; 52.10 — позволяет хранить товары на своём складе; 23.20— позволяет заниматься курьерской доставкой товаров. Выбирая основное и дополнительные направления, важно учитывать, требуют ли они лицензирования и совместимы ли с вашим текущим режимом налогообложения.

Документы для маркетплейсов

Торговые площадки взаимодействуют с партнерами через электронный документооборот. К примеру, Wildberries передает и принимает документы для маркетплейсов посредством собственного портала, а Ozon – Контур.Диадок. Остальные маркетплейсы допускают формирование документации в личном кабинете. Через личный кабинет (ЛК) происходит все взаимодействие с партнерами: туда направляют отчетные документы для партнеров и пр.

Для бух. учета ИП на маркетплейсе, а также налоговых отчетностей потребуется определенная документация.Документация для маркетплейсов.jpg

  1. Отчетности по реализации товара (отчет агента о продажах), где прописаны даты продаж, стоимость, комиссионные и пр.
  2. Накладные или УПД с указанием комиссионных от маркетплейсов, где прописаны итоговые стоимости продаж и комиссии (в т. ч. НДС – на ОСН его можно принять к вычету).
  3. Акт по выполненным работам – в нем прописываются расходы на хранение, услуги упаковки, службы доставки и прочие услуги маркетплейса.

Передавая товар торговой площадке, ИП для маркетплейса формирует:

  • накладную (транспортную);
  • накладную и счет-фактуру или УПД по переданному товару;
  • акт приемки, фиксирующий передачу товара по УПД или накладной.

В процессе сотрудничества площадки предоставляют партнерам документы, необходимые для учета на маркетплейсе, в т.ч. акты сверки расчетов или о расхождениях, расшифровки и пр.

Бухгалтерский учет маркетплейсов

Маркетплейсы заключают с партнерами агентский договор, в рамках которого бизнесмен приобретает статус принципала, а торговая площадка – агента. Согласно договору, агент за агентскую комиссию выполняет юридические действия, т.е. рекламирует, доставляет, упаковывает, хранит реализуемую продукцию, при необходимости занимается оформлением возврата, получает деньги и переводит их ИП.

Партнер реализует товар, приобретенный за свои средства, а маркетплейс выступает здесь обычным посредником. Поэтому и бухгалтерия для ИП на маркетплейсе будет стандартной. Только в документах отображают себестоимость на момент передачи на склад по счету 45 (отгруженные). Для большего удобства открывают два субсчета к 76: 76-т для товарного расчета и 76-к для агентской комиссии.

Предпочтительная и более выгодная система налогообложения для ИП на маркетплейсе – это упрощенка или самозанятость. Общая система не выгодна, поскольку ИП придется уплачивать НДФЛ и НДС при работе с маркетплейсами. Разберем наиболее выгодные режимы.

Бухгалтерский учет маркетплейсов.jpg

Упрощенка для маркетплейсов

Используя УСН для маркетплейсов, доходы и расходы предпринимателя учитываются кассовым способом, т. е. по дате поступления средств. При этом важно учитывать следующую особенность – УСН доходы на маркетплейсах включают полную стоимость товара, в том числе и агентскую комиссию.

Зачастую предприниматели ошибаются, внося в доходы только выручку, которую маркетплейс перевел на счет (без комиссии). Но это неверно, поскольку доходом считается сумма, фактически заплаченная покупателем, а не переведенная маркетплейсом за вычетом агентской комиссии.

Разберем на примере: продавец закупил товар по 120 рублей, а продал по 240 рублей, при этом площадка взяла комиссию 36 рублей. Рассчитаем налог.Упрощенка для маркетплейсов.jpg

  1. На упрощенке «доходы» налоговая нагрузка рассчитывается по выручке, т. е
    240 * 6% = 14,4 руб.
  2. На упрощенке с вычетом расходов расчеты производят с прибыли без понесенных трат, т. е.
    240 – 120 – 36 = 84 руб.;
    84 * 15% = 12,6 руб.

По примеру видно, что ИП для маркетплейса налоги выгоднее платить по упрощенному режиму и за вычетом расходов. Более того, предпринимателям на упрощенке можно не вести учет на маркетплейсах – это законодательно разрешенная мера, но не все предприниматели используют такую возможность.

Самозанятый на маркетплейсе

Сразу уточним, что с самозанятыми сотрудничают далеко не все площадки, поэтому продавать на маркетплейсах без ИП не всегда получается. Но если самозанятый на маркетплейсе все же смог заключить договор, то в нем прописывается, что он может выставлять только товары собственного производства или свои услуги. Кроме того, самозанятому придется отслеживать, чтобы годовая выручка не превышала 2,4 млн рублей.

Формируя налоговые расчеты, самозанятый учитывает полную сумму продаж. Ему также нельзя сокращать доходы на сумму агентской комиссии. В начале месяца маркетплейсы для самозанятых направляют отчеты по всем продажам. На основании этого отчета выставляется общий чек, в котором самозанятый прописывает все продажи, указывая, что конечные покупатели – физические лица. Если товар купит юридическое лицо или предприниматель, то такую операцию лучше оформить отдельным чеком.

Самозанятый на маркетплейсе.png

Отчетность по маркетплейсам ИП и программы для учета

Отчеты для ФНС при сотрудничестве с маркетплейсами формируются по аналогии с остальными видами бизнес деятельности. Придется сдавать декларацию и отчетность по правилам той системы налогообложения, в которой работает предприниматель.

Для работы подойдет не каждый сервис или программное обеспечение, поскольку придется обрабатывать отчеты по продажам, автоматически указывать агентскую комиссию маркетплейса, выделяя ее из полученных средств и пр. Удобно самостоятельно вести учет маркетплейсов в 1С бухгалтерии и в других подобных программах.

Преимущества сотрудничества с маркетплейсами

Предпринимательству крайне выгодно заниматься маркетплейсом, поскольку подобное сотрудничество несет для бизнеса массу преимуществ.

  1. Аудитория, поражающая масштабами, поэтому торговать можно не только по всей стране, но и за ее пределами. При этом все валютные и конвертационные вопросы площадки решают самостоятельно.
  2. Маркетплейс может взять на себя все вопросы по организации бизнеса вроде оформления карточек товаров, рекламной кампании, упаковки, доставки товарной продукции со склада и последующей передачи покупателю. И для этого партнерам не нужна своя интернет-площадка для продажи.
  3. Касса не требуется. При продажах через посредника, коим выступает маркетплейс, чек выдает именно он, а не ИП.
  4. Удобный личный кабинет с подробной аналитикой, помогающей при дальнейшем планировании бизнеса.
  5. Полное и бесперебойное взаимодействие со складской логистикой, бухгалтерией для маркетплейсов, автоматизация документооборота и пр.

Продавец в любой момент может зайти в личный кабинет, оценить прибыль по разным группам товаров, спрос по региональным продажам и пр. На основе подобной аналитики гораздо проще планировать продажи и вести бухучет маркетплейсов.

Недостатки сотрудничества

Несмотря на явные плюсы торговли через подобные площадки, есть у маркетплейсов и существенные недостатки, которые важно учесть, прежде чем начинать сотрудничество.

  1. Из-за несоразмерно высокой конкуренции бизнесменам приходится прибегать к демпингу, что негативно отражается на общей прибыли предпринимателя.
  2. Также бьют по прибыли расходы на упаковку товаров, логистику, агентские комиссионные, а еще хранение, доставка и прочие услуги. Если посчитать, то от стоимости продажи товара половину забирает маркетплейс.
  3. У площадок свои требования к ценообразованию, согласно которым в ряде случаев продавцам приходится неоправданно занижать стоимость товаров. В противном случае им придется заплатить штраф.
  4. Отсутствие гибких условий в договоре с площадкой. Продавец просто выбирает для себя наиболее подходящий тип договора и соглашается с офертой – как-то повлиять на договор он не вправе. А вот маркетплейсы довольно часто меняют условия договора по своему усмотрению, чтобы подстроиться под общий рынок.

Продавать на маркетплейсах очень удобно, но порой совсем не выгодно. Здесь каждый предприниматель сам решаем, вести ли такой бизнес или нет.

Продажи на маркетплейсах.png

Специалисты компании ПК «Деловой Климат» оказывают бухгалтерские услуги и дают консультации по бухгалтерскому ведению продавцов на маркетплейсах.

Дата публикации: 20.04.2023
Возврат к списку
Получите коммерческое предложение прямо сейчас!
Форма собственности
Количество сотрудников
-
+
Введите ваш номер телефона
Отправить