Благотворительность в бухгалтерии
5 декабря празднуется день волонтера в России. Его также называют днем добровольца. Волонтерство неразрывно связано с благотворительностью, поскольку никакое доброе дело не организовать, не имея хотя бы минимального фонда. Благотворительность сегодня формирует социальный имидж компании, повышает лояльность ее сотрудников и позволяет снизить налоговое бремя. Поэтому сегодня мы решили остановиться на том, как грамотно проводить благотворительные взносы по бухгалтерии и какая от них польза.
Благотворительность и имидж
Очевидная первоочередная задача благотворительности – бескорыстная передачи имущества, денег и выполнение работ или оказание услуг некоммерческим организациям, нуждающимся в них.
В то же время, еще в 2017 году аналитическим агентством “Meaningful Brands” было доказано, что компании, инвестирующие в благотворительность, зарабатывают в 9 раз больше конкурентов, этого не практикующих.
А другой бизнес-аналитик – “Randstad Employer Brand Research” – подсчитал, что 10% соискателей на рынке труда забота компании об окружающей среде и социуме склонили бы в пользу трудоустройства в ней. 10% от общего рынка соискателей – это очень внушительная цифра.
С другой стороны, благотворительность – это всегда PR. Это брендинг в рекламе, даже если вы просто выкладываете новость об участии в благотворительности. Также это партнерское продвижение с НКО за счет размещения своей рекламы на их ивентах и онлайн-площадках.
Крупные игроки любой сферы давно активно участвуют в благотворительности. А крупные бизнесы потому и крупные, что умеют зарабатывать на грамотных инвестициях.
Выше мы перечислили очевидные преимущества благотворительности. Есть и неочевидные – финансовые – о которых многие догадываются, но мало кто готов с этим связываться.
Исторический экскурс в связь благотворительности и налога на прибыль в России
Впервые учитывать благотворительность в качестве расходов, тем самым сокращая налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, стало возможным в 1992 году. Но “лихие 90-ые” злоупотребили этой возможностью. Было открыто множество НКО, которые вместо целевого использования средств, отправленных им на благотворительность, просто обналичивали денежные средства для тех, кто их им отправил. На этой цепочке зарабатывало в 90-ые множество звеньев, беря процент от проводимой суммы через свою компанию.
Кроме того, отчетность по НКО была не отлажена, поэтому технически деньги такие компании получали – и дальше они растворялись. Хотя слова “благотворительность” и “некоммерческая организация” были очень модны, и на слуху у всех.
Из-за такого набравшего обороты мошенничества возможность пользоваться налоговой преференцией от благотворительности перекрыли в 2000 году. Теперь рассчитывать на уменьшение налога на прибыль за счет расходов на благотворительность уже не мог никто.
И только спустя 20 лет российские бизнесмены снова решились поднять вопрос благотворительности перед Президентом. А это был 2020 год. НКО приходилось особенно сложно, поскольку в режиме самоизоляции и пандемии весь малый и средний бизнес статью расходов на благотворительность исключил полностью.
Государство пошло навстречу всем сторонам – и вернуло возможность облегчения налогового бремени для стимулирования поддержки НКО.
Что надо, чтобы получать послабления налога на прибыль от благотворительности?
Налоговая преференция благотворителю дается не по умолчанию. Поддерживать можно не любой фонд. Если вы хотите на этом что-то выиграть, выбирайте из государственного реестра НКО.
Также потребуется собрать небольшой пакет документов:
- заявление на уменьшение налоговой базы,
- оригинал договора с НКО, если платеж превышает 3 000 руб.,
- копии документов, подтверждающих получение помощи,
- документы, свидетельствующие о целевом использовании поступившей помощи (например, акты от НКО),
- документы от бухгалтера, подтверждающие корректность проведения платежа именно на благотворительность.
Последнее на деле означает, что счет бухучета использован 91 «Прочие доходы и расходы», а проводки осуществлены следующим образом:
Дт | Кт | Операция |
76 | 51 | Перечислили деньги как пожертвование |
76 | 41 | Передали товары при благотворительности |
91.2 | 76 | Отнесли расходы по благотворительности на прочие расходы |
91.2 | 76 | Отнесли стоимость товаров, переданных при благотворительности, на прочие расходы |
91.2 | 68 | Начислили НДС со стоимости товаров, переданных при благотворительности |
99 | 68 | Отразили постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денег, переданных товаров и суммы НДС |
НДС
НДС благотворительные пожертвования не облагаются совсем, поскольку подпадают согласно статье 149 Налогового Кодекса РФ под льготу.
Кто может претендовать на уменьшение налога на прибыль?
Уменьшение налога на прибыль возможно только для юридических лиц за счет расходной части в учете. Это значит, что предприятия, работающие на УСН, не могут претендовать на уменьшение налога на прибыль. Ведь объект их налогообложения не “доходы минус расходы”, а просто “доходы”.
ИП же законодательно не признается полноценным юридическим лицом. По этой причине индивидуальные предприниматели воспользоваться налоговой льготой на благотворительность также не могут.
В то же время, ИП, как физлицо, при расчете НДФЛ имеет право на налоговый вычет в размере пожертвований благотворительным организациям. Вычет может составлять до 25% годового дохода.
Другие особенности налоговых преференций благотворительности:
- сумма пожертвований, на которую можно сократить налогооблагаемую базу, может составлять не больше 1% выручки,
- расход фиксируется датой платежа (не датой получения отчета из благотворительной организации).
Мы постарались детально рассказать о преимуществах благотворительности для бизнеса. Если у вас остались вопросы, обращайтесь к нам за бухгалтерскими, финансовыми и юридическими консультациями! Мы всегда рады поддержать своими знаниями и участием социально-осознанные компании!
вам понадобится:
Инвестируйте в нас!
Мы поможем вам сэкономить на налогах и раскрутить бренд за счет благотворительности.